Главная\Полезная информация\2016\Изменения в законодательство о загрязнении окружающей среде

Изменения в законодательство о загрязнении окружающей среде

 

  Загрязнение окружающей среды  

Ответы на вопросы плательщиков

В информации Росприроднадзора, размещенной на его официальном сайте, даны ответы на наиболее частые вопросы природопользователей, которые поступили в справочную службу ведомства (см. http://rpn.gov.ru/node/9701).  

Плата за выбросы от передвижных источников             

Поправки в статью 28 Федерального закона от 04.05.99 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" внесены Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ.

Статья 28. Плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух За выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Причем действуют они с 1 января 2015 года (ст. 12 Закона N 219-ФЗ).

Минприроды выпустило ряд писем, в которых пояснило, что организации и предприниматели вправе не вносить плату за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников (транспортных средств) уже с 01.01.2015 (письмо Минприроды России от 23.07.2015 N 02-12-44/17039). До региональных отделений Росприроднадзора эта информация была доведена письмом ведомства от 03.08.2015 N АА-06-01-36/13498. Если в связи с этим образовалась по экологическим платежам переплата, то ее возможно ее вернуть. Для этого составляются уточненные расчеты платы за 2015 год, в которых показывается сумму переплаты экоплатежей за загрязнение воздуха автомобилями. После чего подается в свое региональное отделение Росприроднадзора заявление в произвольном виде о возврате переплаченной суммы (утвержденной формы такого заявления нет). В заявлении указывается сумма переплаты и реквизиты счета, на который нужно вернуть деньги с приложением к заявлению копии платежек, о перечислении экологических платежей с отметками банка.  

Плата за размещение отходов производства и потребления  

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" "негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами". В соответствие с п.1 ст. 16 этого Закона

1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).      С 1 января 2016 года новой редакцией ст. 16 Закона № 7-ФЗ уточнено, что понимается под размещением отходов производства и потребления. В Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также внесен ряд изменений, вступивших в силу 1 января 2016 года. Они предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ.        Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ:

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем на 11 месяцев в целях их утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;         

Исходя из того, что плату за размещение отходов необходимо вносить только в случае их хранения либо захоронения, при таком временном складировании обязанности по перечислению платы не возникает  

Плательщики за негативное воздействие при размещении твердых коммунальных отходов (ТКО)

Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ:

твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

С 1 января 2016 года на основании п. 5 ст. 23 Закона № 89-ФЗ плательщиками за негативное воздействие при размещении твердых коммунальных отходов (ТКО) признаются операторы (в том числе региональные операторы) по обращению с такими отходами. Исходя из определения ТКО в ст. 1 Закона № 89-ФЗ к ТКО относится как раз бытовой мусор. Следовательно, вносить плату за его размещение обязаны специализированные компании (или предприниматели), которым в установленном порядке присвоен статус оператора по обращению с ТКО. Таким образом: если в ходе деятельности организации или предпринимателя образуются отходы, не относящиеся к ТКО, вносить плату за негативное воздействие обязаны именно такие лица. Однако для этого должно выполняться следующее требование – организация (предприниматель) осуществляет складирование отходов на срок более 11 месяцев в специализированных объектах или размещает их в специальных хранилищах. если в процессе деятельности образуется бытовой мусор (твердые коммунальные отходы), обязанность по внесению платы возлагается на операторов по обращению с таким видом отходов.

Сроки уплаты.

Отчетным периодом является календарный год (абз. 44 п. 9 ст. 1 Закона № 219-ФЗ, приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557). Начиная с 2016 года плату необходимо будет внести не позднее 1 марта следующего за отчетным периодом года. 

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ, плата за негативное воздействие на окружающую среду с 1 января 2016 г. вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом. Учитывая, что действующими нормативными правовыми актами не предусмотрены переходные положения, определяющие срок внесения платы за 4 квартал 2015 г., то после 1 января 2016 г. плата должна быть внесена до 1 марта 2016 г.    Закон № 404-ФЗ дополнил норму о порядке внесения платы. Теперь лица, которые вносят плату за негативное воздействие, должны ежеквартально (кроме IV квартала) дополнительно перечислять авансовые платежи.

Срок для внесения авансового платежа – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.    Обязанность по внесению авансовых платежей не распространяется на субъекты малого и среднего предпринимательства (абз. 2 п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).    В 2016 году первый авансовый платеж нужно уплатить не позднее 20 апреля 2016 года. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (п.3 ст.16.4 Закона 7-ФЗ).          Если платеж (годовой или квартальный) вносится позже установленных законодательством сроков, потребуется дополнительно перечислить пени. Они рассчитываются за каждый день просрочки со дня, следующего после окончания срока для перечисления платежа. Для расчета используется 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на дату уплаты пеней (но не более 0,2 процента от суммы задолженности) (п. 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). Следовательно, если ключевая ставка Банка России повысится и 1/300 от ее размера окажется больше 0,2 процента, то для исчисления пеней нужно использовать 0,2 процента.    

Отчетность       

Вместо расчета платы за негативное воздействие нужно представлять декларацию       

В соответствии с поправками Закона № 219-ФЗ и Закона № 404-ФЗ лица, перечисляющие плату за негативное воздействие, должны отчитываться о ней путем подачи декларации. Согласно п.5 ст.16.2 Закона № 7-ФЗ «Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду». Подавать ее нужно раз в год – не позднее 10 марта года, следующего за истекшим годом (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ, пп. "в" п. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 10 Закона № 404-ФЗ).    За 2016 год нужно отчитаться не позднее 10 марта 2017 года. Форма декларации пока не утверждена.    Подавать какую-либо отчетность о перечислении в течение года авансовых платежей не нужно. Законом такая обязанность не предусмотрена  

Экологический сбор     

С 2015 года введена обязанность по уплате экологического сбора (п. 22 ст. 1, ч. 1 ст. 24 Закона № 458-ФЗ). Производители и импортеры товаров по перечню, утержденным распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р, должны самостоятельно обеспечивать их утилизацию по соответствующим нормативам (п. 3 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ). Такие нормативы утверждены распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р.    В случае несоблюдения данного требования (или при невыполнении нормативов утилизации) необходимо перечислить экологический сбор (п. 7 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ). Порядок его взимания предусмотрен в постановлении Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073. Этим же постановлением утверждены и сроки его уплаты: в 2016 году сбор (за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 г.) нужно перечислить до 1 февраля.начиная с 2017 года сбор необходимо уплачивать ежегодно не позднее 15 апреля следующего года. Указание на данный срок уплаты (до 15 апреля) закреплено в п. 1 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ. Это дополнение предусмотрено п. 11 ст. 2 Закона № 404-ФЗ. Таким образом, правило, предусмотренное нормативным актом Правительства РФ, теперь зафиксировано в законе.  

Лицензии на обращение с отходами I - IV класса опасности  

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию (ст. 9 Закона № 89-ФЗ).    Изначально было предусмотрено, что лицензию на осуществление данных видов деятельности нужно получить до 1 июля 2015 года. Однако данный срок был продлен вначале до 1 января 2016 года, а затем до 1 июля 2016 года (пп. "б" п. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 10 Закона № 404-ФЗ). Необходимо обратить внимание на то, что указанный период продлен для оформления лицензий только для деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.06.2015 № 458-ФЗ). При этом для работ по обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности переходный период не предусмотрен. Соответственно, в настоящее время заниматься перечисленными работами без лицензии неправомерно. На это указали специалисты Росприроднадзора в письме от 17.11.2015 № АС-03-03-36/20364. Специалисты ведомства также отметили, что лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 июля 2019 года (согласно ч. 3 ст. 23 Закона № 458-ФЗ).